Ассоциация «Интербудмонтаж» в июне начнет строить новый Бескидский туннель на деньги ЕБРР и Европейского инвестиционного банка. После завершения строительства в 2016-м Украина сможет пропускать в направлении Юго-Западной Европы 100 поездов в сутки – вдвое больше, чем сейчас.

Туннель обойдется в 102,7 млн евро, еще 50 млн потребуется для электрификации участка и прокладки железнодорожных путей. «Сейчас мы ожидаем утверждения проектной документации Кабмином, – говорит начальник отдела по внедрению кредитного соглашения «Укрзалізниці» Юрий Симчук. – Подготовительные работы завершены более чем на 90%, деньги на этот год выделены».

В «Интербудмонтаж», выигравший тендер «Укрзалізниці», входят пять строительных компаний: «Киевбудинвест», «Укрспецтоннельпроект», ЗАО «Интертрансбуд», «Интербудтоннель», «СУ-9 Полтаванефтегазстрой». Собственник компании – Владимир Петрук, который работал заместителем главы НАК «Нафтогаз» в 2005-2006 годах.

Ледяной перевал

Действующий Бескидский туннель был построен в 1881 году, когда Закарпатская область входила в состав Австро-Венгерской империи. Сегодня он является частью Пятого международного транспортного коридора, известного еще как Критский коридор, который соединяет Россию с Венгрией, Словакией и Италией. По туннелю проходит 60% грузоперевозок через западную границу Украины.

Сейчас туннель в аварийном состоянии. Во время Второй мировой он был взорван в шести местах, но восстановлен уже в 1946 году. Но поскольку габариты советских, а теперь и украинских поездов больше, чем западноевропейских, туннель пришлось углубить. В ходе работ была нарушена герметизация – в туннель пошла вода. Зимой из Бескидского туннеля ежедневно вывозят несколько вагонов льда. Кроме того, туннель одноколейный, из-за чего поезда нередко простаивают.

Планы по строительству нового туннеля взамен нынешнего оформились в конкретику только в 2004 году, когда Европейский банк реконструкции и развития выделил – под госгарантии – $40 млн на его строительство. В 2007-м специалисты «Укрзалізниці» подготовили смету проекта – она составила 2,1 млрд гривен. В 2011 году был проведен тендер на строительство туннеля, в котором победила строительная ассоциация «Интербудмонтаж», предложившая проложить туннель за 102,7 млн евро. Из них 17,7 млн приходится на НДС – европейские банки не выделяют деньги на покрытие непрямых налогов.

Для «Интербудмонтажа» контракт очень важен. «Сейчас в Украине очень мало строительных контрактов, каждый – на вес золота. За них борются десятки компаний – в тендере на строительство Бескидского туннеля участвовали компании из Австрии, Швейцарии», – рассказал Forbes топ-менеджер входящей в ассоциацию компании, который просил не называть его. Для «Интербудмонтажа» строительство туннелей – работа не новая. В настоящее время компания строит дренажно-коммуникационный тоннель диаметром 6 метров в туркменском Ашгабате. «В Туркмении мы уже построили 22 километра туннелей», – подчеркивает собеседник Forbes.

Кроме ЕБРР, финансировать строительство будет Европейский инвестиционный банк, который договорился с «Укрзалізницей» о кредите на 55 млн евро. «Как только будет оформлена госгарантия под этот кредит, мы получим деньги», – уверен Симчук. Недостающие деньги на НДС – 17,7 млн евро – даст «Укрзалізниця». Еще 50 млн евро, которые нужны на электрификацию и пути, даст Львовская железная дорога.

Пять метров сверху

Новый Бескидский туннель протяженностью 1764,5 метра – на 5 метров длиннее, чем нынешний – будет построен в 30 метрах от действующего туннеля. Он будет двухколейный и сможет пропускать в сутки 100 поездов – вдвое больше, чем существующий. Скорость прохождения по нему поездов возрастет до 60 км/ч против нынешних 25-40 км/ч. После его запуска старый будет законсервирован.

Помимо Критского коридора, Бескидский туннель станет частью будущего трансконтинентального коридора Владивосток – Вена, по которому грузы будут транспортироваться из Китая и остальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «По железной дороге грузы будут приходить за 13-14 суток, тогда как сейчас путь по морю занимает 28-29 суток», – отмечает Александр Кава, координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины.

Коридор Владивосток – Вена является инициативой Российских железных дорог. Первоочередные планы – строительство железной дороги «русской» колеи (1520 мм) от словацкого Кошице, куда подведена такая ветка из Украины, до Братиславы и Вены. В столицах Австрии и Словакии россияне хотят построить несколько больших логистических терминалов.

Рассказать друзьям: